Информация о типичных нарушениях, выявленных в ходе проверок
Основные нарушения обязательных требований, выявленные в ходе федерального государственного контроля качества образования, и меры по их предупреждению
Основные нарушения обязательных требований, выявленные в ходе федерального государственного контроля качества образования в общеобразовательных организациях при проверке образовательных программ.
В нарушение части 7 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» основные образовательные программы по уровням общего образования разработаны без учета ряда требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования:
- в пояснительной записке не описаны общие подходы к организации внеурочной деятельности;
- отсутствуют планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы (ООП) по ряду учебных предметов, курсов внеурочной деятельности;
- при описании системы оценки достижения планируемых результатов освоения ООП, программы воспитания и социализации обучающихся, программы коррекционной работы образовательная организация не отражает свою специфику и особенности работы;
- в организационном разделе ООП отсутствует календарный учебный график,учебный план на уровень образования, план внеурочной деятельности не определяет объем внеурочной деятельности на уровне образования;
- в системе условий реализации ООП ООО отсутствует обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях, не показан механизм достижения целевых ориентиров в системе условий, отсутствует сетевой график (дорожная карта) по формированию необходимой системы условий, контроль состояния системы условий.
Структура рабочих программ учебных предметов, не в полной мере соответствует требованиям соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов. В частности, структура рабочих программ учебных предметов 1-4 классов не соответствует п.19.5 ФГОС НОО; структура рабочих программ учебных предметов 5-9 классов не соответствует п.18.2.2 ФГОС ООО.
В нарушение п.19.5 ФГОС НОО, п.18.2.2 ФГОС ООО в рабочих программах курсов внеурочной деятельности при описании содержания не указаны формы организации и виды деятельности. Кроме того, в план внеурочной деятельности включены различные мероприятия в рамках работы классного руководителя, мероприятия спортивной направленности, однако для этих ситуаций не разработаны рабочие программы курсов внеурочной деятельности.
В нарушение п.13) ч.3 ст.28Федерального закона от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательными организациями не в полной мере обеспечено функционирование внутренней системы оценки качества образования:
- вобразовательной организацией не в полной мере сформирован набор документов, который регламентирует функционирование системы оценки качества образования;
- анализ результатов оценочных процедур в основном носит констатирующий характер, отсутствуют аналитические выводы, которые можно использовать для повышения качества образования, выстраивания системы методической работы.
В целях предупреждения указанных нарушений необходимо обеспечить соответствие уровня правовой грамотности руководителей образовательных организаций и профессиональной компетентности педагогических работников по вопросам организации образовательного процесса в части соответствия требованиям действующей нормативно-правовой базы.
В частности:
- органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, включить указанные вопросы в программы проведения совещаний, семинаров различного уровня; организовать мероприятия по обмену опытом разработки учебно-планирующей документации; регулярно проводить совещания на основе материалов актов проверок образовательных организаций; анализировать причины допущенных нарушений; планировать меры по предупреждению нарушений обязательных требований при организации образовательного процесса; привлекать руководителей образовательных организаций, в которых нарушения по итогам проверок не выявлены, к мероприятиям по инспектированию подведомственных учреждений;
- ГАУ ДПО «БИПКРО» включить указанные вопросы в программы проведения совещаний, семинаров различного уровня, в программы курсовой подготовки;
- внедрить в практику работы общеобразовательных организаций Модель статистико-аналитического отчета по результатам оценочных процедур, модель комплексного плана мероприятий по повышению качества образования.