Наверх
Горячая линия

Департамент образования и науки
Брянской области

Главная / Образование / Образование детей с особыми образовательными потребностями

Информация об организации обучения детей с ОВЗ и  детей-инвалидов

      С целью своевременного  выявления детей с особенностями в физическом или психическом развитии, отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования, подготовки рекомендаций  по  оказанию им  психолого-медико-педагогической помощи, организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций на территории Брянской области функционирует  Брянская областная психолого-медико-педагогическая комиссия, которая является структурным подразделением Брянского областного психологического центра.

        В соответствии с совместным  приказом департамента образования и науки Брянской области и департамента здравоохранения Брянской области от 31.08./07.09.2017г. №1734/747 утвержден состав Брянской областной психолого-медико-педагогической комиссии  и график приема  на ней  детей и подростков.

    Брянская областная психолого-медико-педагогическая комиссия является структурным подразделением ГАУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» Брянской области.

   За первое полугодие 2018 года областная ПМПК обследовала 738 детей Брянской области, из которых  488 - дети дошкольного возраста.

   Из общего количества обследованных на областной ПМПК детей  16 – имеют дефицитарность слухового анализатора, 17 -  дефицитарность зрительного анализатора, 89 - парциальную недостаточность вербального компонента деятельности, 5 –  дефицитарность опорно-двигательного аппарата, 338 – парциальную несформированность высших психических функций, 134- тотальное недоразвитие. У 52 детей развитие соответствует возрастной норме, 87 детям требуется углубленное медицинское обследование в условиях стационара Брянской областной детской психиатрической больницы.

         В 2017-2018 учебном году в общеобразовательных организациях Брянской области обучались 124759 детей,из которых2608 человек - дети с ограниченными возможностями здоровья  (или 2,1%) и 1359 человек - дети-инвалиды (или 1,1%).

В 78 коррекционных классах общеобразовательных организаций области было организовано обучение для 301 ребенка с ОВЗ и инвалидностью.  673 ребенка с ОВЗ обучались  в массовых классах, в том числе в рамках «инклюзии», 303 ребенка обучались индивидуально на дому.

В дошкольных образовательных организациях воспитывалось  2163 детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в учреждениях среднего профессионального образования обучались  443 студента  с ОВЗ, включая 161 инвалида.

    На сегодняшний день актуализируются сведения о детях с ОВЗ и детях-инвалидах.

    С 2009 года для детей-инвалидов, не имеющих возможности по состоянию здоровья посещать образовательные учреждения, организовано  дистанционное обучение. В прошлом учебном году 130 человек обучались с использованием дистанционных образовательных технологий, а 54  выпускника школ продолжили обучение в техникумах и  ВУЗах на компьютерах, предоставленных им в пользование в рамках указанного проекта.

          В 2017-2018 учебном году в Брянской области функционировало 16 общеобразовательных организаций, которые осуществляют образовательную деятельность по адаптированным основным  образовательным программам для всех нозологий детей с овз, в том числе 11 государственных и 5 муниципальных  образовательных организаций. Общая численность обучающихся в указанных учреждениях составила 1331 ребенок, из которых 558 являются инвалидами (или 42%).

В 2017-2018 учебном году в Брянской области 41 участник государственной итоговой аттестации по программам среднего общего образования имел статус участника с ограниченными возможностями здоровья: 36 человек сдавали единый государственный экзамен (ЕГЭ), 5 человек – государственный выпускной экзамен (ГВЭ).

При сдаче государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования зарегистрировано 126 участников с ОВЗ, из них 42 человека – в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ), 84 человека – в форме основного государственного экзамена (ОГЭ).

            Для указанной категории участников государственной итоговой аттестации были созданы специальные условия: предоставлены отдельные аудитории и комнаты для обеспечения питанием, дополнительно продлен экзамен на 1,5 часа, обеспечено при необходимости наличие ассистентов.

Брянская область с 2012 года участвует в реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Доступная среда». За этот период созданы специальные условия для получения  образования детьми-инвалидами на базе 126 общеобразовательных организаций и 11 профессиональных образовательных организаций.

         Кафедрой педагогики и психологии им. проф. В.Д.Симоненко Брянского ИПКРО в 2017-2018 учебном году организованы и проведены курсы повышения квалификации для 413 педагогических работников по дополнительным профессиональным программам «Реализация ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ» (16 часов) и «Реализация ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (16 часов).

        482 слушателя из общеобразовательных учреждений области прошли курсовую переподготовку по дополнительной профессиональной программе «Обеспечение доступности общего образования для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью» (16 часов), в программу которой включены вопросы введения указанных стандартов.  

       В Брянской области  особая роль отводится вопросу вовлечения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в социально активную деятельность, в том числе участие детей данной категории в различных творческих и спортивных мероприятиях.

       Так, в 2018 году в телевизионном творческом проекте  «Ты супер!» Брянскую область представила Марина Ефимова, обучающаяся  Климовской школы-интерната для детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья.

       В период с 17 сентября по 21 сентября 2018 года в г.Москве команда Брянской области приняла участие во Всероссийской спартакиаде для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Обучающиеся с нарушениями зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата Трубчевской школы-интерната, Супоневской школы-интерната и филиала Супоневской школы-интерната достойно представили регион на всероссийском уровне.

        Впервые, 25-26 октября 2018 года в рамках проведения ежегодного регионального конкурса по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» приняли участие обучающиеся образовательных организаций для детей с ограниченными возможностями здоровья в категории «школьники» по трем компетенциям: столярное дело, швейное дело и работа с бумагой.

         На территории области  разработан и реализуется «Межведомственный комплексный план по вопросам организации образования и создания условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами Брянской области на период до 2020 года».

        В целях координации  вопроса  по  обеспечению в  регионе  доступного и качественного образования для обучающихся с ограниченными  возможностями здоровья и  инвалидностью    создана  межведомственная рабочая группа.

 

 

 

Приказ № 1653 от 17.08.2017 года «О базисных учебных планах образовательных организаций Брянской области, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам, на 2017-2018 учебный год»

Приложение к приказу № 1653 от 17.08.2017 года «О базисных учебных планах образовательных организаций Брянской области, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам, на 2017-2018 учебный год»

Информация по вопросам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в 2016-2017 учебном году

Межведомственный комплексный план по вопросам организации образования и создания условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами Брянской области на период до 2020 года

Методические рекомендации руководителям общеобразовательных организаций по сопровождению образовательной деятельности в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рекомендации департамента образования и науки Брянской области об учебном плане ОВЗ

Учебный план для обучающихся с ОВЗ

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1598 от 19.12.2014 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1599 от 19.12.2014 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обещающихся с ограниченными возможностями здоровья

Методические материалы по реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования слепых и слабовидящих обучающихся

Методические рекомендации по внедрению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации "Об организации образования образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации "Об осуществлении выплат компенсации родителям (законным представителям) детей, обучающихся на дому

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации "Об учебниках для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования по организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий в Российской Федерации

Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 сентября 2013 г. N 1035 "О признании не действующим на территории РФ письма Министерства просвещения СССР от 5 мая 1978 г. N 28-М "Об улучшении организации индивидуального обучения больных детей на дому" и утратившим силу письма Министерства народного образования РСФСР от 14 ноября 1988 г. N 17-253-6 "Об индивидуальном обучении больных детей на дому"

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 30 июня 2016 г. № 436н "Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому"

Приказ департамента образования и науки Брянской области от 29 сентября 2016 года № 2430 "Об итогах областного этапа Всероссийского конкурса "Лучшая  инклюзивная школа России" в 2016 году"

Приказ департамента образования и науки Брянской области от 4 июля 2016 года № 1654/1 "Об утверждении Порядка исполнения мероприятий психолого-педагогической реабилитации или абилитации в рамках реализации ИПРА ребенка-инвалида"



  Департамент образования в социальных сетях:
Создание сайта — компания "Альма", 2013
Настройки

Настройки шрифта:

Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой

Выбор цветовой схемы: