Наверх
Горячая линия

Департамент образования и науки
Брянской области

Главная / Новости / Темы итогового сочинения (изложения) по русскому языку 2019-2020 учебного года
04 Декабря 2019

Темы итогового сочинения (изложения) по русскому языку 2019-2020 учебного года

 

Выберите только ОДНУ из предложенных тем итогового сочинения, в бланке записи итогового сочинения перепишите название выбранной темы сочинения. Напишите сочинение-рассуждение на эту тему. Рекомендуемый объём − от 350 слов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачёт».

Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).

Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.

Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

В рамках заявленной темы сформулируйте свою позицию, докажите её, подкрепляя аргументы примерами из литературного материала. Можно привлекать художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы. Достаточно опоры на один текст (количество привлечённых текстов не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).

Продумайте композицию сочинения. Соблюдайте речевые и орфографические нормы (разрешается пользоваться орфографическим словарём). Сочинение пишите чётко и разборчиво.

При оценке сочинения в первую очередь учитывается соблюдение требований объема и самостоятельности написания сочинения, соответствие выбранной теме, умение аргументировать позицию и обоснованно привлекать литературный материал.

 

113.Согласны ли Вы с убеждением автора романа «Война и мир», что каждый человек должен пройти свой путь духовных исканий?
202.Какую книгу Вы посоветовали бы прочитать тому, кто устал надеяться?
313.Как Вы понимаете известное утверждение, что главное поле битвы добра и зла – сердце человека?
407.Считаете ли Вы смирение добродетелью?
503.Что мешает взаимопониманию между любящими?
 
Примечание: в комплект тем итогового сочинения включены по одной теме от каждого общего тематического направления в соответствии с последовательностью направлений:
1. «Война и мир» – к 150-летию великой книги
2. Надежда и отчаяние
3. Добро и зло
4. Гордость и смирение
5. Он и она
 

Текст для итогового изложения № 902

Прослушайте (прочитайте) текст. В бланке записи итогового изложения перепишите название текста для изложения. Напишите подробное изложение. Рекомендуемый объём – 200 слов. Если в изложении менее 150 слов
(в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачёт».

Итоговое изложение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание изложения из какого-либо источника (работа другого участника, исходный текст и др.).

Если изложение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за работу в целом (такое изложение не проверяется по критериям оценивания).

Старайтесь точно и полно передать содержание исходного текста, сохраняйте элементы его стиля (изложение можно писать от 1-го или 3-го лица).

Обращайте внимание на логику изложения, речевые и орфографические нормы (разрешается пользоваться орфографическим и толковым словарями).

Изложение пишите чётко и разборчиво.

При оценке изложения в первую очередь учитывается его содержание и логичность.

 

СОЛДАТСКАЯ КАША

Советские войска штурмовали Берлин. От разрывов мин и снарядов содрогалась земля. Огромные каменные здания рушились и горели, как соломенные. Особенно жестокий бой шёл на подходах к рейхстагу. А недалеко, в узком переулке – мирная картина. Бородатый русский солдат варит кашу, деловито собирает обломки мебели и подбрасывает в дверцу печки, поставленной на колёса.

За его мирной работой из подвала разрушенного дома наблюдает множество детских глаз. Детворе очень страшно, но любопытно. Преодолевая страх, немецкие ребятишки уставились во все глаза на первого русского солдата, появившегося в их переулке. И хотя в руках у него не оружие, а большой половник, им страшно. Солдат достаёт этим половником кашу и пробует её с довольным лицом.

Наверное, она действительно вкусна, эта солдатская каша. Запах её прекрасен. Ах, если бы съесть хоть маленькую ложку. Так есть хочется, так оголодали дети, загнанные войной в подвалы! Который день без еды! И когда солдат стал облизывать ложку, подмигивая детворе, самый храбрый не выдержал. Он выскочил из подвала и застыл на месте. Солдат поманил его жестом. До всех дошёл ласковый смысл его приглашения. Из подвала мальчишке бросили миску. Малыши с завистью наблюдали, как миска храбреца наполняется кашей, как он возвращается, веря и не веря, что остался жив. С удивлением он показал всем кашу с мясом и с маслом! И тут к солдату бросились другие дети с мисками и кастрюльками. Многие ребята просили добавки. Иные, получив добавку, бежали в подвал и возвращались с пустой миской.  Солдат догадывался, что дети угощают мам и бабушек.

Вскоре у походной кухни появился старый немец. Оказалось, что он знает русский язык. Старый немец поинтересовался, есть ли приказ кормить немецких детей. На это русский солдат ответил, что поступать так приказывает сердце, ведь у него дома тоже остались дети. А затем предложил старому немцу миску с кашей, добавив: «Не стесняйтесь, это за счёт тех, кто из боя не вернётся». Эти слова словно обожгли старого немца. Отойдя за угол, он сел на развалинах, уронив на колени миску с недоеденной кашей.

А русский солдат раздавал кашу детям и смахивал слёзы. Немецкие дети ели кашу и удивлялись: разве солдаты плачут?

(По Н. В. Богданову)

(336 слов)

 




← Предыдущая новость

04 Декабря 2019

Школьники учатся финансовой грамоте на примерах литературных героев

Следующая новость →

04 Декабря 2019

Второй этап первого областного конкурса «Кадет года»


  Департамент образования в социальных сетях:
Создание сайта — компания "Альма", 2013
Настройки

Настройки шрифта:

Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой

Выбор цветовой схемы: